.Что такое хорошо, что такое плохо.
(О нелёгкой жизни цензора)

Хотел написать статью про организацию выставки в Липецке нашим фотоклубом «ФотоВикия», но напишу немного о другом, да и самой выставке тоже посвящу пару слов.

Итак, пришлось мне столкнуться с таким моментом, как отбор фотографий для выставки. Как быть: отбирать фотографии или «пускать» в выставку всё подряд? Здесь, кстати, интересно мнение читателей журнала «Ф.» — что вы по этому поводу думаете, пишите нам в социальных сетях. Выставки мы проводили всегда открытые, в них мог принять участие любой желающий. Но нам приходилось ввести некую цензуру — мы не принимали для участия фотографии с обнажёнкой, жестокостью, пропагандой дискриминаций в самом широком смысле, короче со всем, что не совсем хорошо для показа на массовую публику. Хотя нам предлагали очень красивые работы в стиле ню. Но мы не хотели иметь проблем с милицией (уже полицией) в плане распространения порнографии, обвинения в розжиге национальной нетерпимости и т.п. Соблюдали букву закона. В конце концов, на наших выставках бывали и дети.

И вот здесь появляется камень раздора: с одной стороны выставки открыты для всех, с другой стороны, мы ввели цензуру. Получается что наши выставки не совсем открыты для всех участников, а если не вводить эту цензуру, люди, пришедшие на выставку, могут не понять нас правильно: что мы не хотим ни кого оскорбить этими фотографиями, а хотим показать какие они красивые... нестыковка получается. Вот мы и ввели цензуру.

Проблема в другом: где одна цензура, там скоро ещё одна появится. Может появится следом цензура на художественность, техничность и т.п. И вот, я хочу спросить у читателей опять-таки: «Как вам такие виды цензуры? Нужно ли их вводить на выставках?» Мне кажется что это не совсем корректно. Ведь данные выставки проводятся для всех и новичков и профессионалов. А кто сможет дать гарантию что эти «плохие» фотографии через несколько лет не будут считаться шедевром или эталоном какого-нибудь направления. И кто даёт нам право судить о том, что художественно, а что нет. Ведь в искусстве всё переменчиво: сегодня ты бездарность — а завтра олицетворение нового бренда. И не показать такие работы было бы плохо. И ещё, они дают для кого-то возможность сравнения. И если человек, решился показать свои работы большому количеству людей, значит, он уже чего-то стоит, он не боится критики, он готов к диалогу со зрителями своих работ и не тешит себя мыслями что его время ещё не пришло.

Вот с такими трудностями приходится сталкиваться при организации и проведении выставок. И мы хотим чтобы выставки от нашего фотоклуба были другими, отличными от остальных, чтобы они были открыты, доступны для всех, но в тоже время особенными, чтобы на них ходили люди и знали что могут увидеть не то, что показывают на других, закрытых выставках, где выставляются именитые мастера или победители какого-либо конкурса. Кстати, конкурс — это тоже цензура, только очень хорошо завуалированная. Не согласны?

© An.St. Старинин Андрей

Статья вышла в 5 номере журнала "Ф." в 2011 г. на 52 странице под заголовком "О нелёгкой жизни цензора". Но я назвал её иначе - "Что такое хорошо, что такое плохо".


.Хаос или композиция.

Обратимся к «великой» Википедии, которая поможет дать более или менее «правильное» определение слов «хаос» и «композиция».

Ха́ос (греч. χάος от греч. χαίνω — раскрываться, разверзаться) — категория космогонии, первичное состояние Вселенной, бесформенная совокупность материи и пространства (в противоположность порядку).

Композиция — важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника. Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объемов, света и тени, пятен цвета и т.п.

Главными для нас здесь будут следующие слова: «единство и цельность» и «бесформенная совокупность». Если приглядеться к этим словам — то можно увидеть что они попарно противоположны друг другу. И с первого взгляда кажется что они никак не связаны друг с другом, что они полная противоположность. Но это только на первый взгляд.

Представьте себе хаос, на что он похож? На что-то беспорядочное, на то, что нельзя или очень сложно описать. В противопоставление композиции, которая хорошо описывается. Так вот я хочу сказать что хаос — это не описанная композиция.

Можете со мной соглашаться, можете не соглашаться - Ваше право.

Если углубиться в математику, то к хаосу можно отнести фракталы, аттракторы (подробнее о них можете узнать из Википедии). Если взглянуть на фрактал (лист папоротника, к примеру), то можно сказать что в нём есть некая упорядоченность. Но эта упорядоченность настолько трудно описывается простым языком (не математическим, без использования формул), что можно сказать что это композиция из композиций. Т.е. идёт усложнение структуры, наслаивание одной структуры на другую и т.д. В итоге мы можем получить что-то беспорядочное, но если начнём выискивать в нём более-менее повторяющиеся структуры или найдём какие-нибудь крупные образования, то можно продолжить и «спуститься на уровень ниже» и там провести тот-же анализ. И так далее до конца. В итоге получаем, что можно любую систему описать, следовательно, хаос тоже можно описать. Получается хаос — это композиция, просто с очень сложной структурой.

Как это применимо к фотографии? А так. Даже на любой фотографии можно найти композицию, хоть и противоречащую некоторым «академическим» правилам. Но постоянное и вездесущие утверждение что «у меня такая композиция» без знания правил, принципов и традиций в композиции — лишь путь к упадку.

Можно приводить разные способы доказательства или опровержения данной гипотезы (или теории), но, как говорится: «смотрите сами, думайте сами». До скорых встреч.


.Фотографическая химия.

Часть 1.

В данной статье, а может и цикле статей, пойдёт речь о процессах уже многими забытых — о химических процессах в плёночной («аналоговой») фотографии. Начну с некоторых азов. Буду очень рад за комментирование и поправление, если найдёте ошибку.
Итак, начнём.

Скрытое изображение

Сначало хочу рассказать как вообще получается изображение на фотоплёнке или фотобумаге.

Основным чувствительным веществом в фотоматериалах является галогениды серебра (AgBr, AgI, AgCl), которые представлены микрокристаллами — зёрнами.


Сейчас давайте отвлекёмся, помните что были мелкозернистые или крупнозернистые фотоматериалы, которые давали немного разный результат? Так вот от размеров этих самых зёрен и зависело название. Также размер зёрен влияет и на светочувствительность — чем крупнее зерно, тем лучше светочувствительность (но не всегда так).


Желатина (основное заполняющее вещество фотоматериала) реагирует с зёрнами галогенида серебра, в результате чего на поверхности микрокристаллов образуются очень малые частицы металлического серебра (Ag), которые называются центрами светочувствительности. Сами галогениды серебра чувствительны к небольшому участку спектра. Например, бромистое серебро (AgBr) чувствительно только к лучам сине-фиолетовой области спектра, а также к УФ-лучам. Для увеличения области светочувствительности фотоматериала в него добавляют оптические сенсибилизаторы. Для сохранности фотоматериала в него добавляют стабилизаторы, а для устойчивости к механическим повреждениям — дубители. Любой фотографический материал, состоящий из галогенидов серебра, темнеет под действием света. Происходит реакция разложения галогенида серебра под действием света с образованием металлического серебра.

Это свойство используется в процессах печати на некоторых фотобумагах, так называемых «дневных» или «с видимой печатью». Бумага помещается в копировальную рамку в контакте с эмульсионным слоем негатива, и рамка выставляется на прямой солнечный свет. Постепенно получается фотографическое видимое изображение, сила которого контролируется визуально; когда оно достигает нужной интенсивности, его обрабатывают в фиксаже.

Фотографическая химия / Мархилевич К.И., Яштолд-Говорко В.А. Издательство «Искусство», Москва, 1956

В приведённой выше цитате описан способ получения изображения на материалах с хлористым серебром (AgCl). В фотоплёнках используется бромистое серебро (AgBr)? которое позволяет получать изображение, так называемое скрытое изображение, ещё до появления видимого почернения. Скрытое изображение необходимо проявить, чтобы сделать его видимым.

Проявление

Проявление — это процесс превращения скрытого изображения в видимое.
Проявители представляют собой водные растворы специальных веществ. Как правило в состав проявителей входят следующие типы веществ:

  • проявляющее (собственно название само за себя говорит)
  • сохраняющее (предохраняет проявляющее вещество от окисления кислородом воздуха, также участвует в процессе проявления)
  • ускоряющее (ускоряет процесс проявления, некоторые проявляющие вещества могут проявлять только при наличии ускоряющего вещества)
  • противовуалирующее (служит для уменьшения вуали, т.е. препятствует проявлению неэкспонированных зёрен)

Бывает что проявители содержать больше 4-х веществ. Прежде всего широко применяются проявители с двумя, реже с тремя проявляющими веществами. Это как правило метол и гидрохинон, когда они вместе, то действуют более энергично, чем по отдельности. Также могут добавляться и другие вещества, например: водоумягчающие, тонирующие, дубящие и пр.

Проявляющие вещества

Проявляющие вещества могут быть как органическими, так и неорганическими.

Как правило в рецептах проявителей используется только два проявляющего вещества — метол и гидрохинон.

Сохраняющие вещества

Применяется сульфит натрия, редко бисульфит натрия или метабисульфит калия.

Ускоряющие вещества

Применяются вещества имеющие в водном растворе щелочную реакцию. Это едкие щёлочи, углекислый калий (поташ) или натрий, бура (тетраборнокислый натрий), фосфорнокислый натрий третичный.

Противовуалирующие вещества

Как правило используется только бромистый калий (KBr), но может применяться и бензотриазол.


.Фотографическая химия.

Часть 2.

Проявители

Характеристика проявителей:

  • избирательная способность;
  • вуалирующая способность;
  • скорость работы;
  • максимальный контраст;
  • индукционный период;
  • влияние на зернистость;
  • сохраняемость и истощаемость;
  • влияние на цвет проявленного изображения.

Избирательная и вуалирующая способность.

При проявлении восстанавливается все кристаллы серебра. Не только экспонированные (освещённые светом), но и неэкспонированные. Экспонированные микрокристаллы при проявлении образуют само изображение. А неэкспонированные - вуаль. Вуаль - это нежелательная “дымка” на проявленном отпечатке. Она затеняет фотографию, понижает контраст, приводит к невозможности различать свето-теневые переходы. Больше всего её образуется в местах слабоэкспонированных, в теневых местах.

На вуаль влияют температура, свойства проявляющих веществ и наличие противовуалирующих компонентов. При повышении температуры проявления увеличивается скорость образования вуали. Отсутствие проивовуалирующего вещества сильно затрудняет получение качественных снимков. Т.к. проявляющие вещества имеют разную соотношение избирательной и вуалирующей способностей. Например у пара-аминофенола и глицина избирающая способность больше (следовательно образуется меньше вуали) чем, например, у метола и гидрохинона.

Т.о. основная характеристика проявляющего вещества (да и проявителя всего) - это соотношение избирательной и вуалирующей способности. Чем выше избирательная способность или скорость проявления экспонированных микрокристаллов - тем лучше.

Скорость работы.

Данная характеристика отвечает за время, необходимое для получения нужного контраста изображения. Скорость работы проявителя зависит от проявляющих веществ, наличия ускоряющих компонентов и температуры проявления. При повышении температуры проявления на каждые 10°С скорость работы проявителя увеличивается примерно в 2 раза.

Максимальный контраст.

Значение максимального контраста полученного изображения для каждого проявляющего вещества различен и зависит от рецептуры проявителя. Более контрастные изображения получаются при использовании быстрых и энергичных проявителей, как правило с высоким значением pH (т.е. с использование ускоряющих веществ).

Индукционный период.

Индукционным периодом называется время от начала проявления до появления первых видимых глазом следов изображения. Данная характеристика тесно связана со скоростью проникновения проявляющего вещества в эмульсию и его быстротой работы. Проявление отдельных зёрен (микрокристаллов) сначало идёт медленно, а затем всё более ускоряется.

Влияние на светочувствительность.

С составом проявителя тесно связана достигаемая величина светочувствительности фотоматериала. И она может быть изменена при подборе рецептуры и времени проявления. Например, малоэнергичные проявители (мелкозернистые, фиксирующие) дают уменьшение светочувствительности. Для увеличения светочувствительности можно добавить в проявитель, например, гидразин.

Влияние на зернистость.

Достоверно могу сказать что парафенилдиаминовые проявители уменьшают зернистость. Возможно это связано с процессом изготовления фотоматериалов и их значением светочувствительности (чем выше светочувствительность - тем крупнее зёрна, следовательно большая зернистость) и малым влияние проявляющего вещества на изменения физических показателей зёрен, в частности на размер.

Сохраняемость и истощаемость.

Сохраняемость зависит от наличия сохраняющих веществ в рецептуре проявителя и условий хранения. Например, проявитель D-76 при хранении в закупоренном и доверху наполненном сосуде хранится 6 мес., в наполовину наполненном - 2 мес., а в кювете - 48 ч. Если хранить в прохладных и тёмных местах, доверху наполненных и закупоренных сосудах, то можно увеличить время хранения.

Истощаемость определяется возможным количеством обработанных фотоматериалов. Т.е. сколько фотоматериалов вы сможете проявить одним и тем же проявителем. Данная характеристика напрямую связана с сохраняемостью проявителя. При повторном использовании проявителя скорость работы, максимальный контраст и др. характеристики упадут, а вуалирующая способность увеличится. Для каждого рецепта есть своё “нормативное количество”.

Влияние на цвет проявленного изображения.

Даже чёрно-белое изображение может иметь цвет, отличный от оттенков серого, белого и чёрного. На цвет проявленного изображения будут влиять следующие моменты: цвет окрашенных продуктов окисления и размеры проявленных зёрен серебра. Окрашенные продукты окисления образуются при малом количестве сохраняющего вещества или отсутствии его. Размеры проявленных зёрен зависят от изначальных размеров. Мелкозернистые эмульсии дают изображения с коричневатыми оттенками. Также изменить цвет полученной фотографии можно при помощи виражей (тонировочные растворы).


.Уличная выставка.

Уличная фотовыставка. Что это такое? Кто-то скажет что это выставка фотографий на стенде, под стеклом. Кто-то скажет что это выставка фотографий, развешанных на верёвках. Может кто-то придумает свой вариант выставки. Но все будут правы.

Сегодня мы поговорим о двух, указанных мною форматах уличных фотовыставок. Не все фотографы смогут участвовать в стендовой выставке. Т.к. на её организацию требуются значительные денежные затраты. да и зовут на неё не всех. Но есть альтернативный вариант - это так называемая “верёвочная выставка”. Для которой не требуется больших денежных затрат. Формат её прост - натягивается верёвка между столбами (деревьями и т.п.) и на неё развешиваются фотографии. Организаторы, как правило, сами закупают верёвку и крепёжный материал (прищепки), которые они могут использовать в последующем на таких же выставках.

Да и зовут на такие выставки как правило всех фотографов, будь ты профи или любителем. Интерес у публики к таким выставкам повышенный. И вот почему:

  • выставка проходит в людном месте на улице;
  • посещение выставки бесплатно;
  • как правило, можно пообщаться с фотографом напрямую;
  • огромное разнообразие фотографий.

Да и сами фотографы, особенно начинающие, с радостью участвуют. И вот почему:

  • небольшие затраты на печать фотографий (хотя в последнее время организаторы находят спонсоров и тогда печать становится бесплатной);
  • возможность пообщаться с другими фотографами;
  • реклама себя любимого;
  • общение с потенциальными клиентами.

(Список может и не полный)

Получается что “верёвочная выставка” удобна и посетителям и участникам. В связи с этим данный формат выставок становится очень популярным. Пример тому - “Международная выставка детской фотографии” (http://f-dot.ru/kids-photo-international и http://vk.com/childrens_photos), которая пройдёт в этом году в первый раз, но сразу же в нескольких городах России и стран СНГ.

Кто-то скажет что такая выставка похожа на “Сушку”. Но здесь я не соглашусь, это проект “Сушка” использует данный формат выставки с одним дополнением - обмен фотографий. И не более того.

А теперь расскажу немного об организации таких выставок. Для начала желательно определиться с темой выставки: если будет узкотематической - то сложнее будет найти фотографов, если будет без определённой темы - то может получится излишне “пёстрой” по наполнению. Когда вы определились с темой - предстоит не самая приятная работа. Надо начинать созывать фотографов для участия. Здесь кроются свои загвоздки:

  • если начнёте очень рано собирать фотографии - то некоторые фотографы в итоге могут отказаться в связи с изменившимися планами;
  • если слишком поздно - то можете попросту не успеть всё сделать.

Точного времени когда нужно начинать - нет. Т.к. всё зависит от темы, города и людей в нём живущих. Тут всё на совести организатора.

После определения темы и первоначального поиска фотографов - надо начинать искать спонсоров и договариваться с руководством места проведения. Здесь хорошо помогают дружеские связи. Может не у вас, а у ваших друзей есть знакомые, а у них знакомые знакомых и т.п

Когда остаётся до выставки несколько недель надо всех участников обзванивать на предмет подтверждения участия в выставке. При этом разрешение на проведение в том месте, где хотите провести выставку, .у вас должно быть на руках. Спонсоры должны выделить деньги на печать фотографий, СМИ должны быть оповещены.

Всё, теперь остаётся в день выставки надеятся на хорошую безветренную погоду и на отсутствие нарушений в момент проведения выставки. А потом - почивать на лаврах.

Тем кто захочет провести такую выставку желаю удачи. Можете даже обращаться в редакцию журнала “Ф.точка” - проконсультируем. К тому же мы уже подкованные в этом вопросе организаторы. Недаром проводим “Международную выставку детской фотографии”.


.Выставка на День города в 2011 г.

Прошла наша 3-я выставка под открытым небом. Она не имела такого успеха как предыдущие две, но всё равно была веселой и интересной. Конечно, погода и не совсем правильный выбор места нас немного подвели с посещаемостью: было прохладно, люди, уже сильно замёрзнув, не доходили до площади, дул сильный ветер, что испортило задумку с креплением фотографий.

Но обо всём по порядку.

Итак все приключения начались с утра. Стенды доделывали прямо перед самой выставкой. Еле еле успевали. Но не предугадали с погодой - погода испортилась, стал дуть сильный ветер и похолодало, а стенды были рассчитаны на безветренную погоду. Фотографии должны были крепиться на сетчатую ткань на двусторонней скотч, но ветер их отрывал от стенда. Тут же нашили компромиссное решение - фотографии обтянули простым скотчем по горизонтали и вертикали. Фотографии стали держаться крепче, но теперь ветер стал сдувать сами стенды. Поэтому каждый участник стоял на ножках своего стенда. Из-за применённой смекалки фотографии смотрелись не так гармонично, как должны были смотреться.

Т.к. мы располагались на центральной площади города - пл. им. Ленина, а все основные празднества были на проспекте Революции и Адмиралтейской площади, то не все люди доходили до нас, возможно сказалась ещё и погода и время - проходила наша выставка с 15:00 до 17:30.

Но те, кто до выставки нашей дошёл - были самыми лучшими зрителями. Не могу сказать что их было очень много, но и мало тоже не скажешь. Люди были очень довольны фотографиями. Были разных возрастов, и пожилые, и молодые, и среднего возраста. И не было среди них единого мнения насчёт фотографий. Каждому человеку нравилось что-то своё. Многие хвалили, но такие были более старшего возраста. Молодёжь больше восклицала как прекрасно и необычно.

К концу выставки стало появляться солнышко и фотографии заиграли на нём новыми красками. И народ повалил толпами. Но мы уже сильно замёрзнуть успели и начинали собираться. Собрались конечно гораздо быстрее чем приготавливались к выставке.

После сборов все разошлись, а мне оставалось ещё стенды отвезти в гараж...

После выставки всегда создаётся впечатление что ты что-то из себя вырвал и отдал людям. Но всегда понимаешь что отдал часть себя на благо. Ведь люди, которые посмотрели твои работы немножечко изменились, стали чуточку лучше или хотя бы задумались о других, вспомнили что-то своё, связанное с “вот этой” фотографией... Короче, любая выставка несёт положительное в массы.

Да и сами фотографы тоже получают много чего от таких выставок. Ведь в современном мире мы привыкли выкладывать фотографии в соц сетях и смотреть не бумажные (материальные) альбомы, а виртуальные - на компьютере. И всегда после такого просмотра состояние “глянул - забыл”. А здесь были представлены те работы, которые сам фотограф посчитал достойными, чтобы их напечатать и показать миру. И это уже заслуживает хвалы. Те, кто выставлялся не являются известными фотографами. Но фотографии всех были выполнены на профессиональном уровне. Ведь выбирались “лучшие из лучших”. И эти фотографы видели работы друг друга, а следовательно обменивались опытом, делились им. Получали комментарии от зрителей, от живых зрителей. Видели эмоции, которые вызывали их фотографии. Был диалог между фотографом и зрителем.